Демередж и Детеншен — есть ли разница?
ДЕМЕРЕДЖ – ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКА ХРАНЕНИЯ
Термин происходит от французского demurrage, означающее «задержка» или «простой», и которое происходит от глагола demeurer – «простаивать», «пребывать», «оставаться на месте». Загруженный контейнер может находиться на территории порта отведенное время – в основном то, которое необходимо для проведения таможенной очистки. По договору между портом, владельцем груза и судоходной линией может быть оговорено разное время бесплатного пребывания товаров на складских площадках в порту.
В течение определенного периода времени компания-перевозчик, то есть судоходная линия, обязана выполнить все мероприятия, обязательные для отгрузки контейнеров из порта по пути следования. Нарушение этого срока дает основание порту выставить транспортной компании претензию со штрафом, которую и называют демередж (как и сам срок хранения). Если в действительности виновником превышения сроков хранения оказался владелец груза, то судоходная компания имеет полное право стребовать с него выплаченную сумму.
Данный термин применяется как в морских контейнерных перевозках, так и в торговом мореплавании. Во втором случае он имеет одинаковое значение, а конкретно денежное возмещение убытков, причиненных компании-перевозчику в связи с простоем судна свыше времени, оговоренного законом и договором для ожидания в порту судна под погрузкой. Иначе говоря, демередж – это оплата пребывания груза или судна в порту в течение срока, превышающего нормативный или оговоренный сторонами по условиям их договора.
Величина демереджа (сумма штрафа) основывается на договоренностях между сторонами: порта и судоходной линии, иногда – владельца груза. Если данная сумма не обозначена в договоре, то она рассчитывается по ставкам, принятым в данном порту. В случае когда и порт не имеет конкретных сумм, установившихся исходя из опыта применения демереджа, неустойку исчисляют по фактически понесенным убыткам. К ним относится сумма аренды места, занятого простаивающим судном, содержание этого судна и его экипажа, прочие расходы порта.
ДЕТЕНШЕН – ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКА ПЕРЕВОЗКИ
Термин также происходит от французского слова detention, которое переводится, как «задержка». Данное определение означает период, в течение которого владелец товара имеет право пользоваться контейнером вне порта. Данный период времени рассчитывается с начала его отправки из портового терминала и до конца возвращения туда в пустом виде. В основном, такой временной промежуток определяется сутками, реже– неделями и не подлежит дополнительной оплате.
Стоимость детеншена включается в сумму, внесенную владельцем груза судоходной линии. Данный расход согласовывается договоренностями сторон и фиксируется в договоре. Несоблюдение данного срока и является основанием для выставления неустойки, которая также называется детеншен. То есть, это денежное возмещение потерь компании-перевозчика, появившихся по причине того, что перевозчик не имеет возможности получать доход из контейнера, который не возвращен ему вовремя. То есть виновник задержки возмещает дополнительное время использования им тары.
Обычно в договоре четко прописывается кто из участников контейнерной перевозки должен платить детеншен. Если же это не согласованно, то необходимо выяснить виновника по несвоевременному возвращению тары в сток судоходной линии. Ответчиком может быть владелец груза и/или железнодорожная либо автомобильная транспортная компания, перевозящая пустую тару в терминал судоходной линии. Сумма детеншена, если он не определен в договоре, рассчитывается схожим образом как и демередж – по ставке компании или по фактическим убыткам.